О концепции и концептуальности. Выставка «Мифы и реальность Ирины Проценко» в Сумской муниципальной галерее.

 Не ожидал, что открывшаяся 4 мая в Муниципальной галерее выставка «Мифы и реальность Ирин Проценко» может меня чем-то удивить. С одними новыми работами Ирины я был знаком, посещая ее детище «Сад сходящихся тропок», с другими по ее страничке в Facebook. Но увидев на выставке и новые, и уже знакомые образы, что называется «нос к носу», был неожиданно для себя и удивлен, и восхищен, и… Ну, вообще то, что французы называют «une grande impression!»

"Лебеди"

Например, теми же почти декоративными белоснежными «Лебедями» на золотистом песке, представленными уже не в электронном, а своем истинном живописном формате 92х117. Или наполненными каким-то неземным, мистическим сиянием бело-розовыми «Пионами». Дерзким по решению «Автопоротретом», где художница изобразила себя сидящей спиной к зрителю в момент рождения нового замысла, давая понять нам, что истинное ее «лицо» — это возникший в вечном беге облаков еще не тронутый холст и готовность начать в своем творчестве все «с чистого листа».

Глаз наслаждался ее «летними», наполненными воздухом, негой, солнечным светом и ласковой игрой теней «Рисующей арбуз» и «Пастушком». Долго не мог оторваться от «Олиных именин» с маленькой девочкой в красном платьице на фоне занимающего почти весь холст отражения в воде,  и загадочной женщиной с венком в волосах, материализующейся из знойного миража водной глади.

Олины именины

Неожиданным среди других материально «плотных» (от слова «плоть») работ Ирины смотрится ее «В лунном сиянье» — ирреальный, просвечивающий через оконную  тюль, ночной пейзаж.  Чистый  импрессионизм в духе Моне в живописи и Дебюсси в музыке. И узнаваемым ее очередное художническое озорство –  «Вишенка» с дамой, «выгуливающей» вместо собачки свою новую сумочку.

И, наконец, картина, у  которой простоял дольше всего, от которой уходил и к которой вновь и вновь возвращался. На ней маленький мальчик с недоумением смотрит на нас, словно спрашивая: «Кто это там, на другом берегу пруда? Что это за чудак там гуляет в красном камзоле, белом парике и с собакой?» Ответ дается в названии полотна: «Да-да, малыш, это Моцарт». Впрочем,  и без такой подсказки картина, в которой встретились век XXI и век XVIII, завораживает и чем-то необыкновенно волнует. Ее можно было бы принять за патинированное временем полотно с характерным для  XVIIIвека зеленоватым колоритом, если бы не джинсы мальчугана.

"Да-да, малыш, это Моцарт". Фрагмент

В своем вступительном слове на открытии выставки Ирина Проценко спародировала трафарет стандартных предисловий, которые, как правило,  можно услышать на вернисажах: Что-то вроде: «Я давно слежу за творчеством  этого художника. И вижу несомненный творческий рост, ярко выраженную концепцию…» «Так вот, — обратилась она к собравшимся, –  я давно слежу за творчеством Ирины Проценко (одобрительный смех в зале) и вижу несомненное отсутствие творческого роста, полное отсутствие какой-либо концепции и концептуальности…»

Если понимать под концепцией модные сегодня в художественной среде бесконечные вариации на одну и ту же тему, то это так. Если понимать под концептуальностью философичность, то это совсем не так. На мой взгляд, у Ирины есть то редкое качество, о котором мечтает каждый художник – полная внутренняя свобода.  Независимость от чьих-то мнений и суждений, которая позволяет (помогает) ей быть разной в своих темах и способах самовыражения. А в чем она и повторяется, так это в том, что каждое ее полотно – это всегда весомый багаж наработанных классиками профессиональных знаний композиции, цвета, колорита, технических приемов, помноженный на интеллектуальный багаж многовековой человеческой культуры и ее вечных образов.

Пионы

Изображать знакомые нам в повседневности вещи, людей, пейзажи так, чтобы за ними приоткрывалась тайна их бытийного значения и назначения. Постоянно пытаться осмыслить в своих работах окружающий мир. Не оглядываться на достигнутый успех и  не подстраиваться под  коммерческие запросы рынка, оставаясь самою собой.  Вот это и есть, как мне кажется, концепция творчества Ирины Проценко.

К этим первым впечатлениям от выставки  «Мифы и реальность Ирины Проценко» в Сумской муниципальной галерее мне  добавить пока больше нечего, кроме как пригласить и вас испытать те же эмоции, которые испытал я на ее открытии. Продлится она до15 мая.

1 Comment
xpress-admin

One thought on “О концепции и концептуальности. Выставка «Мифы и реальность Ирины Проценко» в Сумской муниципальной галерее.”

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.