Свой театр в Сумах: «Нянькины», вселенная «Галю, ци-нація» и зачем это все сумской публике

Сумской семейный театр «Нянькины» существует уже почти полтора года. Официальная дата рождения – 29 сентября 2017 года, именно в этот день был поставлен первый спектакль на собственной локации. Дебютное же выступление под именем театр «Нянькины» состоялось немного ранее – на День города. Организаторы театра, Владимир и Татьяна Нянькины, искали место, которое может вместить сто-двести человек. Именно такое количество людей они считают нынешним потенциалом своего театра. Последний спектакль «Галю, ци-нація» показал, что собирать столько зрителей – реальность. Мы поговорили с Владимиром Нянькиным о том, кто такие сумские театралы, можно ли зарабатывать спектаклями на жизнь и что делает их команду особенной.

Сумчане на столичной сцене

Самое яркое событие для театра «Нянькины» – выступление в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко по приглашению Марины Порошенко. Во время визита в Сумы первая леди была очень растрогана спектаклем «Чужой». Она сразу выразила желание пригласить юных артистов выступить в столице. И уже через полтора месяца сумской спектакль сыграли на малой сцене киевского театра.

Коллектив театра «Нянькины»

Самое большое достижение за полтора года работы – это коллектив. Сейчас театр состоит из 40 человек. Все начиналось с десяти актеров, постепенно появлялись новые. Костяк театра «Нянькины» –  молодые профессиональные актеры сумского Театра для детей и юношества, именно они играют ведущие роли. Большая часть труппы –  студенты высшего училища искусств и культуры им. Д.С.Бортнянского, будущие режиссеры и актеры. Также в новый театр влились люди из творческого объединения «Дикобраз», которое несколько лет назад организовала на тот момент еще актриса ТЮЗа, а сейчас режиссер нового театра Татьяна Нянькина. А еще в театр приходят бывшие КВНщики, чтобы проявить себя в драматическом жанре. Также в таких постановках, как «Чужой», участвуют дети из Сумского центра социально-психологической реабилитации детей области и воспитанники детского дома им. С.П.Супруна.

Еще одна особенность

Объективный повод для гордости – создание собственного контента. «Мы не только берем чужие пьесы, но и пишем свои», – говорит Владимир Нянькин. На данный момент идет работа над оригинальным детским спектаклем «Телесик», который показывает, что же произошло с героями сказки через 20 лет после ее окончания. Во многие спектакли добавляются оригинальные детали, так появилась осовремененная версия сказки Андерсена – спектакль «Чужой», была написана Татьяной Нянькиной.

Отцы и дети

Репертуар театра «Нянькины» примерно на 60% состоит из пьес для детей и на 40% – для взрослых. Это природный расклад, ведь часть актеров – дети, для них необходимы соответствующие спектакли. Также на такое разделение репертуара повлияло то, что Татьяна Нянькина уже давно преподает актерское мастерство для детей и знает, как с работать с такой аудиторией.

Что продается лучше всего

На данный момент последняя премьера «Галю, ци-нація» установила своеобразный рекорд: зал был продан не группам людей, к примеру, университету или предприятию, а самым разным зрителям. Планы театра «Нянькины» – наращивать свой репертуар, подбирая пьесы для разных возрастных категорий от 4 лет до 50+. К примеру, «Галю, ци-нація» – это спектакль для молодежи и старше, «Чужой» – подростковая драма, пьеса на двух актеров сумской драматургини Оксаны Сокол «Я дам тебе знак, что люблю» – для более взрослой публики. Есть ряд детских спектаклей для самых маленьких, для учеников младшей и средней школы. На детские спектакли проще собрать зрителей, в частности помогает системное сотрудничество со школами и садиками.

Сцена из спектакля «Галю, ци-нація» . Фото Владимира Нянькина

Кто в Сумах ходит в театр

Театральная аудитория в нашем городе – около 5 тысяч взрослых зрителей. К таким выводам пришел Владимир Нянькин на опыте семи лет организации «Чеховфеста». Картина меняется, когда в Сумы приезжают известные артисты, знакомые аудитории по кино и телевидению.

«Для меня сумские театралы – это чаще всего женщины», – говорит Владимир Нянькин. «Почему? Женщины более чувствительные натуры, им не хватает в жизни ярких эмоций, а ведь именно этим театр отличается от кинематографа. Ты ощущаешь эмоции здесь и сейчас, прям перед собой».

Зачем люди ходят в театр

Отдохнуть и получить эмоции. По словам Владимира Нянькина, именно это и пытается дать театр, не обязательно научить чему-то или, не дай бог, наставить на путь истинный.

«Мы хотим, чтобы люди уходили с наших спектаклей с эмоциями. Иногда вижу плачущих людей, у меня самого так не раз бывало. В этом плане очень клевые дети, они так сильно погружаются в процесс. К примеру, верят, что, если ты подуешь на главного героя, он оживет», – Владимир Нянькин.

Театр «Нянькины», интернат и инклюзия

Еще в 2013 на сцене ТЮЗа состоялся спектакль «Оливер Твист», роли в котором сыграли юные ученики Татьяны Нянькиной из детского дома им. С.П.Супруна. «Таня не из тех людей, которые бросают людей после окончания проекта. Они и дальше занимались в студии «Брассика». Потом была первая версия «Чужого». Дети из интерната всегда были рядом, поэтому они органично влились в созданный театр. Мы всегда пытаемся привести детей и в качестве зрителей, это и дети с инвалидностью, и дети из Сумского центра социально-психологической реабилитации детей области», – рассказывает Владимир Нянькин.

Райцентр, областной центр, столица

Театр «Нянькины» выступал во многих районах Сумской области и ребята уверены, что думающая публика есть везде, что в Сумах, что в Ахтырке, что в Сыроватке. Главное, чтобы люди пришли и спектакль не пришлось отменять. Естественно, в районах люди дальше от театра, чем в областном центре, плюс есть свои нюансы – к примеру, на дневной спектакль обычно приходит больше людей, чем на вечерний.

Интерактив

В своих интервью Владимир Нянькин часто говорит, что сумскому театру надо развивать интерактивность. У театра «Нянькины» маленький зал, поэтому легче получить контакт со зрителем. В прошлом году состоялась премьера спектакля-экскурсии «Братья Чеховы», действие которого начиналось с чтения писем на Лучанском кладбище возле могилы брата великого писателя Николая. В пьесе есть все – любовный треугольник, смерть брата, семейные обиды. От кладбища зрители прошли экскурсией по улице к дому-музею, где их ожидала постановка одного из рассказов Чехова, потом все поднялись на гору, где на закате спектакль очень эмоционально завершается. Поучаствовать в пьесе-экскурсии можно будет с апреля этого года.

Можно ли театром зарабатывать на жизнь?

«Гипотетически да,-  говорит Владимир Нянькин. – При наличии определенного количества успешных спектаклей в месяц. А это очень тяжело. В начале мы пытались каждую неделю давать два спектакля – в пятницу вечером взрослый, в субботу днем детский. От этой идеи пришлось отказаться, потому что у нас не получилось еженедельно собирать достаточное количество зрителей. Стоимость билетов зависит от рынка сумских театров. Сейчас билет на детский спектакль стоит 40-50 грн, на взрослый 60-80 гривен. На данный момент театр самоокупаем. В зале отремонтирован пол и сцена, а в планах покупка хорошего освещения. Все это делается собственными силами. В идеале, конечно, найти мецената, который бы в этом помогал».

«Галю, ци-нація» – спектакль-вирус

Идею написать и поставить пьесу об актуальных проблемах в Украине Владимир Нянькин подал на конкурс проектов управления молодежи и спорта Сумской ОГА. Выбрать больные точки автору было просто, ведь они на поверхности – коррупция, война, недоверие, апатия, инертность общества. Так, осенью 2018 появился спектакль, автор которого – Владимир Нянькин, режиссер-постановщик – Татьяна Нянькина.

«Галю, ци-нація» и «Черное Зеркало»

Часть зрителей провела параллели между пьесой «Галю, ци-нація» и британским сатирическим сериалом «Черное зеркало», некоторые – с антиутопией «Голодные игры». Автор пьесы, который эти сериалы не видел, говорит, что некая тематическая родственность возможна – идеи парят в воздухе, да и в любом творчестве мы создаем микс из нашего интеллектуального и образовательного фундамента.

Всякие штучки

Написав пьесу за полгода, Владимир Нянькин отдал текст Татьяне и почти не вмешивался в постановку. Основной сценографический элемент спектакля – деревянные кубы. Куб – как человек, а люди – как конструктор, который можно собрать, как угодно. Спектакль короткий и динамичный – длится меньше, чем полтора часа. В нем есть все – фейковое начало, видео, работа со зрителем, музыка и песня «Галлюцинация», написанные Владимиром Нянькиным.

Герои

Главные герои – ветеран войны и его жена, оба проходят серьезную трансформацию в ходе развития истории. В пьесе затронуты такие темы, как монетизация себя, преобладание «инстаграм-красоты» над всем остальным, ограждение от реального мира, концентрация только на физических удовольствиях.

«Чтобы в короткое время завладеть вниманием публики, некоторые вещи нужно показывать гиперболизировано. Я хотел показать, что мы системно не меняемся в лучшую сторону из-за своей инертности. Я показал часть общества, привыкшую только обсуждать, что все плохо, но не готовую прилагать какие-либо усилия для изменений», – суммирует Владимир Нянькин.

«Галю, ци-нація» и два финала

Изначально пьеса заканчивалась открытым финалом, но при постановке это изменилось в пользу не самого оптимистического варианта. Перед героями стоит выбор – наблюдать ли за своей жизнью из зрительного зала или самим быть активными участниками. Что они выбирают вы можете узнать 24 февраля на очередном показе  спектакля.

Сцена из спектакля «Галю, ци-нація»

Чтобы прочувствовать театр в 2019, Владимир Нянькин рекомендует сумчанам сходить на «Чеховфест», который состоится с 14 по 26 марта. В этом году в Сумы приедут 11 театров из Киева, Львова, Ивано-Франковска, Харькова, традиционно выступят и сумские театры. «Чеховфест» уже давно очень серьезно воспринимается в Украине, сейчас организаторы думают о приобретение международного статуса.

Ближайший спектакль «Галю, ци-нація» можно посмотреть 24 февраля. Билеты здесь.

Автор: Ольга Панфилова

No Comments
Панфілова Ольга

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.