Эксперимент «Медицинская реформа». Прогноз последствий

В  глазах рябит от «реформ», которыми нас потчуют практически во всех сферах жизни общества, причем по принципу, «чтоб сапоги тачал пирожник, а пироги печи сапожник». Касается это и многострадального здравоохранения, где полноценные медицинские бригады на «скорых» должны заменить обладающие лишь элементарными профзнаниями «парамедики», задача которых  лишь довести пациента до больницы – а если «не довезут», то и Бог с ним… Видимо, понимая очевидное отношение медицинского сообщества ко всем этим нововведениям, «реформаторы» сочли нужным и руководство медицинской отраслью на местах передать непрофессиональной «общественности».

Честно говоря, если бы передо мной стояла конкретная задача уничтожения здравоохранения в стране и скорейшего сокращения населения, то я бы действовал точно также, как нынешние реформаторы – и замена компетентного руководства на всех уровнях на дилетантов была бы одним из ключевых пунктов в выполнении этой задачи.

Как известно, реформой предполагается создание так называемых госпитальных округов, которые будут объединять все медицинские учреждения нескольких современных административных районов. Эта инициатива сама по себе достаточно «интересна», поскольку, как показывают первые попытки её реализации, подразумевает кардинальное сокращение числа медучреждений (там, где было несколько районных больниц, будет одна – «окружная»), но об этом ниже, сейчас же отмечу её административную составляющую – значительная часть полномочий перейдет к госпитальным радам.

Все решения госпитальных рад должны утверждаться местными органами власти, очевидно, что основная «власть» в медицине на местах будет сосредоточена именно в них. Но очевидны и еще две вещи – уровень решаемых вопросов требует высокой компетенции от членов госпитальных рад, а главное – попадающие в сферу компетенции рад вопросы, такие как, ликвидация медучреждений, распределение между ними финансирования и назначения их руководителей, весьма и весьма притягательны в, скажем помягче, «политическом» плане, доступа и распоряжения бюджетными средствами «заинтересованными» лицами.

Формировать госпитальные рады должны органы местного самоуправления и уже видно, что вполне ожидаемо, превалирует не профессиональный подход, а политический. Так, в Херсонском городском совете распространен проект решения про делегирование представителей в госпитальную раду Херсонского госпитального округа. Из четырнадцати кандидатов к медицине имеют отношение только четыре, остальные – местные депутаты от различных политсил, к медицине никакого отношения не имеющие.

Безусловно, нет ничего плохого в привлечении представителей городской общины к решению насущных проблем здравоохранения (ведь они «представители заказчика», т.е. граждан для обслуживания которых и существует система здравоохранения), но не чрезмерный ли перекос в их сторону? Способны ли они не просто участвовать в обсуждении, принятии решений, а играть в ключевую роль, так, чтобы «не наломать дров»?

Не выльется ли работа такой рады в банальный торг по поводу распределения финансов и по кадровым вопросам, в интересах ключевых политических игроков местного «разлива», как и большинство вопросов, которые рассматривают местные органы власти? Случайно ли в списке оказалась в предлагаемом составе госпитальной рады депутат Ирина Цеккер, директор ТОВ «Сервис-Гранд», которое занимается…поставкой продуктов питания бюджетным организациям, таким, как детские сады и медицинские учреждения? Думаю, конфликт интересов налицо.

Не потому ли, что никто не хочет уступать такие возможности, профессиональным медикам осталось так мало мест в составе рады Херсонского госпитального округа. Так, в предполагаемом составе Рады нет ни одного представителя около 1300 человек сотрудников Херсонской городской клинической больницы им. Е.Е.Карабелеша, одного из основных учреждений, оказывающих медицинскую помощь херсонцам, других медицинских учреждений.

Кроме того, в составе делегатов нет представителей медицинского сообщества из числа профессиональных общественных организаций медиков таких, как  «Ассоциация врачей г. Херсон», «Ассоциация молодых врачей г. Херсон» «Ассоциация медицинских сестер» и т.д.

А ведь тут возникает следующий конфликт интересов – попавшие в раду медики неизбежно будут «тянуть одеяло на себя», лоббировать интересы своих учреждений, в ущерб тем, руководители которых в раду не попали. При этом они окажутся втянутыми в политические игрища, условием финансирования может стать публичная поддержка с их стороны (ведь они пользуются у населения значительным авторитетом) тех или иных политсил.

Ведь медицинские учреждения на местах борются за выживание. Конечно, каждый главный врач пытается любым способом отстоять свою больницу, иногда прибегая и к политическим методам воздействия. Ведь в нашей стране могут обратить внимание только на тех, кто перекрывает дороги, у кого в округе является народный депутат или кто имеет другие «веские» аргументы.

А «схватка», судя по всему, предстоит нешуточная. Методика расчетов по формированию госпитальных округов, рекомендованная Постановлением Кабинета Министров Украины, прописывает только общие принципы определения многопрофильной больницы интенсивного лечения (БИЛ), которая должна остаться одна на округ. Никто не разъясняет, какая судьба постигнет другие Центральные районные больницы (но это, похоже, и так понятно)

Кто-то подумал о кадровой проблеме, которая обязательно возникнет при изменении статуса больницы? Во-первых, это десятки освобожденных подготовленных медицинских специалистов, которые останутся без работы после урезания функций ЦРБ. Нам объясняют, что невостребованные специалисты в одном районе смогут трудоустроиться в другом. Но там этих людей нужно обеспечить жильем, что всегда было проблематично. И мало кто согласится в 40-50 лет переезжать с обжитого места.

Во-вторых, не во всех заведениях, которые будут определены как БИЛ, есть необходимые специализированные отделения, поэтому их придется создавать, а следовательно, и привлекать новых квалифицированных специалистов.

Не зная, куда девать «лишние» ЦРБ, чиновники предлагают перепрофилировать их в хосписы или учреждения восстановительного лечения. И как это будет выглядеть, применительно к тому же Херсону? Скажем, больницу в городе Скадовске перепрофилируют в хоспис, а следовательно, херсонцам, что проведать находящихся в своем последнем прижизненном пристанище родственников, нужно будет ехать за 100 километров? К слову, положения о госпитальных округах требует, чтобы БИЛ находились в часовой досягаемости от любой точки округа. Но реально ли по нашим дорогам преодолеть 100 км за 1 час?

И очень печально, что местные депутаты, вместо того, чтобы постараться в меру возможностей минимизировать последствия инициируемых сверху «реформ», скорее всего,  будут только усугублять их, делая вершителями судеб здравоохранения по сути случайных людей.

Ольга Данилова

Джерело: http://www.2000.ua/blogi/avtorskie-kolonki_blogi/politizacija-zdravoohranenija_.htm

 

No Comments
Іван Савченко

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.