Александр Соколов: «Депутатов надо избирать на два года, быстрее будут шевелиться!»

Известный сумской правозащитник Александр Соколов переходит на более высокий уровень политической жизни: на днях областная конференция партии «За життя» избрала его (руководителя партии в городе Сумы) главой партийной организации всей Сумской области. Для чего успешному адвокату и общественному деятелю нужно партийное строительство и сможет ли его команда расшевелить политическое болото на местах, – в коротком интервью.

Корр.: Александр, счет выигранных Вами у местной власти Сум судов по защите интересов горожан идет уже, похоже, на десятки. Но система упорно сопротивляется. Вы пошли в политику по этой причине?

Александр Соколов: Как профессиональный юрист, я исповедую только законные методы влияния на власть, даже если чиновники и депутаты грубо нарушают права людей, справедливость нужно восстанавливать цивилизованными, разумными методами. Иначе, рано или поздно, народ начнет этих чинуш засовывать головой в мусорные баки, или еще хуже… Глядя на то, как местная власть во главе с мэром Лысенко уклоняется от выполнения решений судов, мне кажется, что всё идет именно к такому, силовому сценарию. А этого допустить нельзя, силу закона нельзя поменять законом силы.

Что же делать в этом случае? Только одно: нужна сильная, единая политическая команда, которая сможет противостоять нынешней власти; готовить и «пробивать» альтернативные проекты и решения, необходимые людям, жителям Сум и области, а не коррумпированным чиновникам, монополистам, жуликам.

Корр.: И какими механизмами Ваша команда предлагает «приводить власть в чувство»? Есть конкретные предложения?

Александр Соколов: Могу привести несколько примеров. До выборов еще далеко, поэтому пусть наши читатели не сочтут это за агитацию. Я просто озвучу те выводы, которые родились в итоге многомесячной борьбы с нынешними городскими власть имущими.

Прежде всего, нормальные, разумные люди в Верховной Раде должны на уровне закона закрепить ответственность чиновников и депутатов за принятые ими решения. Сегодня ведь исполком – коллективный орган, горсовет – тоже, и члены исполкома могут голосовать практически за что угодно – персональной ответственности у них нет. Даже если в суде я докажу незаконность конкретного решения горисполкома, горсовета и суд отменит это решение, никто из голосовавших за незаконное решение лично ничем не отвечает. Это же «коллективный орган так решил». А должны отвечать! В том числе – и погашать нанесенные людям убытки из собственного кармана!

И тогда вы увидите, как всё изменится. Если мэр, его зам или член исполкома будет понимать, что, например, за необоснованное поднятие тарифа расплачиваться будет он лично, то, поверьте, так лихо повышать тарифы они перестанут. Если за голосование о незаконном выделении земли, разбазаривании имущества города чиновнику или члену исполкома будет светить реальная судимость – то и в земельных, и в имущественных вопросах порядка станет больше.

Пока местные депутаты и члены исполкома прячутся за безответственностью своих «коллективных органов» – ни о какой справедливой и честной власти речи нет.

Корр.: Вы упомянули тему тарифов. Очевидно, что нынешний состав городского совета, да и, возможно, Верховной Рады, не очень успешно справляются с утверждением честных, прозрачных тарифов. Если бы право вносить законы было у Вас, чтобы сделал Александр Соколов?

Александр Соколов: Сделать нужно много. Во-первых, утвердить на законодательном уровне понятную и объективную методику распределения затрат на производство тепловой и электрической энергии. На сегодняшний день, законодательно утверждённой методики не существует. Есть несколько научных методик, которые носят рекомендательных характер, и тепловики из всего их перечня выбирают ту, которая выгодна им, но никак не для жителей города. Этот недочёт нужно устранить. Например, Сумская ТЭЦ запрограммирована на производство электроэнергии, и тепло – лишь сопутствующий товар. Так почему нам в тариф на отопление закладываются затраты, которые должны закладываться в стоимость электрической энергии? Именно на производстве электрической энергии зарабатываются тепловики, поставляя её на энергорынок. Фактически, они снижают свою затратную часть за счёт нас с вами, зарабатывая колоссальные деньги. Речь идёт о сотнях миллионов гривен. Только утвердив на законодательном уровне выгодную для жителей методику, можно снизить затраты по теплу процентов на тридцать. Приводить таких примеров я могу десятки, но тема тарифов – это не только отопление.

Возьмем ЖЭКи. Очень часто, это даже не обслуживающие предприятия, а просто конторы по сбору денег с населения. И их «услуги» постоянно растут и растут в цене, при том, что услуг этих люди не видят. Поэтому я бы на законодательном уровне закрепил жесткие и четкие условия для тех компаний, которые претендуют на обслуживание горожан. У них должна быть своя (в собственности), а не арендованная материально-техническая база – чтобы люди потом не жаловались, почему не убираются, например, снежные заносы во дворах. У них должен быть штат специалистов, способных обслуживать электрические сети, внутридомовые коммуникации и т.д. Попробуйте сегодня вызвать мастера из ЖЭКа!

Иными словами, нужно ввести перечень условий, которые помогут четко отличить реальный ЖЭК, способный предоставлять услуги людям, от очередной конторы, типа, «Рога и копыта».

Корр.: Не могу не задать вопрос о «маршрутках». Для представителей этого «бизнеса» Вы – главный оппонент в судах. Можно ли улучшить качество обслуживания людей, не прибегая к постоянным разбирательствам, а какими-то проектами, нормативными актами?

Александр Соколов: Не буду повторять те требования, на которых мы стоим уже много месяцев, говорить о пассажиропотоке, честном тарифе – мы продолжаем этим заниматься. Ведь, от количества перевезённых пассажиров зависит и конечный тариф. Но, я приведу другой, очень простой пример. Вы переполненные маршрутки видели?

Знаете, кто за это всё отвечает? НИКТО. За эти нарушения можно было бы привлекать к ответственности по Кодексу об админ.правонарушениях, но… Это возможно, только, если автобус работает в режиме маршрутного такси. Наш мэр Лысенко, очевидно, учитывая свой богатый опыт «маршруточника», и его исполком утвердили, что эти ржавые «Руты» работают в ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ, и под определение «маршрутного такси» не попадают. Разница лишь в том, что автобусы, работающие в обычном режиме обязаны останавливаться только на остановках, а не по требованию. За счёт такой игры слов, юридических тонкостей, даже административная ответственность за перегруз на сегодняшний день им не грозит.

Скажите, были бы у нас хоть в парламенте ответственные и разумные депутаты – можно было бы принять такие нормы? Можно. Так почему они их не принимают?

Корр.: Действительно, на Ваш взгляд, почему?

Александр Соколов: Мне кажется, город избрал просто случайных людей. На волне Майдана депутатами стали многие люди, которые голосуют – не разбираясь, а глубоко вникать в проблему – им, похоже, просто лень. Если честно, то для меня это уже второй вопрос, почему человек с полномочиями голосует, например, за необоснованное повышение тарифа: потому, что он получил взятку от монополиста, или он просто честный, но тупой? Вопрос номер один – как это голосование отразится за тысячах жителей города?!

Можно ли ситуацию изменить? Да, но мы с вами сами должны думать, кого выбираем. Думать и прогнозировать, сможет ли выбранный нами человек реально работать, или ограничится ношением «вышиванки» и сносом памятников.

А, кроме того, я бы сократил для депутатов срок полномочий до двух лет. Потому, что, имея каденцию 5 лет, многие начинают «шевелится» за год до выборов, а первые 4 года – просто спят  или решают свои собственные вопросы. А будет срок два года, глядишь, и депутаты забегают быстрее, и люди их чаще видеть будут, и от проблем прятаться станет некогда.

Всё просто: хочешь работать – покажи результат, не хочешь – с позором на выход!

Николай Штеба

No Comments
Іван Савченко

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.